Следует отметить, что, несмотря на возрастающую популярность профессиональной переподготовки, ее иногда путают с обучением в рамках второго высшего образования или с повышением квалификации на соответствующих курсах. Если вернуться к профессиональной переподготовке, к примеру, переподготовке руководителей, то такой вид обучения может стать альтернативным вариантом тому, чтобы получать второе высшее образование. Причем профессиональная переподготовка отличается не только продолжительностью обучения, но и образовательной программой, в которой содержится намного меньше материала, чем в программе ВУЗа. Это обусловлено тем, что в образовательной программе высшего учебного заведения содержится множество дисциплин общего характера, в то время как в образовательной программе курса профессиональной переподготовки включены сугубо специализированные дисциплины. К тому же, несмотря на то, что понятия профессиональной переподготовки и второго высшего образования считаются очень близкими, между ними существует несколько принципиальных отличий. Если сначала упомянуть о сходстве, то в данной плоскости стоит сказать об одинаковых целях обучения, в рамках которого учащийся расширяет свои знания и навыки – то есть, по сути, получает новую специальность.
В отношении принципиальных отличий между этими видами обучения необходимо отметить, что главное направление высшего образования, как и второго высшего образования – это прежде всего подготовка высококвалифицированного специалиста. Что касается профессиональной переподготовки, в том числе и переподготовки руководителей, то это возможность получить компетенцию, на основе которой специалист будет осуществлять профессиональную деятельность. По сути, в рамках профессиональной переподготовки учащийся приобретает новые навыки и получает новую квалификацию. Также следует отметить, что получение второго высшего образования возможно только когда имеется основное высшее образование. В этом отношении отличие профессиональной переподготовки заключается в том, что пройти ее можно как с наличием высшего, так и среднего профессионального образования. Более того, если получение высшего или среднего профессионального образования находится в процессе, то для студента также возможно прохождение профессиональной переподготовки.
Еще одним видом дополнительного профессионального образования считается повышение квалификационного уровня, в отношении которого стоит упомянуть, что такое обучение служит единственной цели – повышения образовательного уровня кадров с усовершенствованием их практических навыков и умений. Такое обучение не имеет ничего общего с получением специальности, которая относится к новому направлению.
Услуги в прохождении профессиональной переподготовки, куда входит также переподготовка руководителей, предоставляют множество учебных центров и образовательных учреждений. В таких учреждениях как правило проводится разноплановое обучение, касающееся как проведения переподготовки руководителей, так и курсов, повышающих квалификационный уровень. Кроме того, такие широкопрофильные образовательные учреждения проводят семинары и стажировки, направления которых касаются множества сфер, таких как транспорт, строительство, промышленность, жилищно-коммунальные хозяйства и многие другие отрасли. Что касается руководителей и специалистов, то в случае с данными специалистами реализовано обучение в отношении профильных отраслевых, а также общих направлений. Таким образом общие направления, которые относятся практически ко всем отраслям, относятся к управлению персоналом, финансам и экономике, безопасности техпроцессов и многих других.
Многие конкурентоспособные учебные центры, которые не только на словах заботятся о своей репутации, а подтверждают это на деле, широко используют научный потенциал страны, кроме того, они заинтересованы, чтобы занятия проводили ведущие специалисты и высококвалифицированные преподаватели. В частности, образовательные центры сотрудничают в этом ключе со многими организациями и предприятиями, которые относятся к железнодорожным, строительным, образовательным, проектным, научным и прочим организациям, поскольку только ведущие специалисты могут предоставить наиболее качественные услуги в реализации обучения переподготовки руководителей и специалистов. Авторитетные образовательные учреждения как правило обладают современной учебно-материальной базой, новейшими информационными средствами обучения, с помощью которых проводится обучение, в ходе которого реализуются высокоэффективные формы и методики, одним из которых является дистанционное обучение.
Следует еще раз остановиться на вопросе, почему выгодно выбирать именно профессиональную переподготовку. В данном вопросе важная роль отведена таким аспектам, как наличие мобильности, индивидуальной траектории обучения. Кроме того, в профессиональной переподготовке отсутствует жесткая привязка к одному из стандартных образовательных учреждений, а именно, к их рабочей схеме. В ходе переподготовки возможна индивидуализация учебного плана, эдакое корректирование его «под себя».
Кроме того, профессиональную переподготовку можно проходить дистанционным способом, который в последние годы приобрел огромную популярность благодаря своим бесспорным преимуществам. В первую очередь необходимо знать, что из себя представляет такой способ обучения. По сути, когда говорят о дистанционном обучении подразумевают обучение, в рамках которого учащегося и преподавателя разделяет расстояние. Получение основного объема учебного материала учащимся осуществляется благодаря различным современным технологиям, к примеру, компьютерным технологиям, аудио- и видеоконференциям, электронному обучению и т.д.