Процесс переподготовки рабочих, причем это касается также первичного процесса обучения, зачастую реализуется непосредственно в условиях предприятия. Тогда рабочий проходит курс обучения, кроме того, обучение может осуществляться индивидуальным методом. Разработкой и утверждением плана или программы, на основе которой проходит переподготовка рабочих, занимается организация, беря за основу типовые учебные планы и программы, которые напрямую относятся к переподготовке рабочих в плане определенных профессий. В ходе таких самостоятельных разработок учебного плана или программы допустимо самостоятельное корректирование материала вплоть до сокращения его в пределах 30% при необходимости. По большому счету опущенный материал может относиться к тому, что уже был изучен ранее. Кроме того, в данном случае обязательно учитывается фактический профессиональный уровень, в рамках которого имеются определенные навыки, знания и умения, которыми обладает рабочий, проходящий переподготовку.
Очень перспективная на сегодняшний момент модульная система, в рамках которой осуществляется успешная профессиональная переподготовка рабочих. Внедрение данной системы, по которой осуществляется профессиональная переподготовка, подразумевает обязательный учет того, какому уровню отвечает индивидуальная подготовка взрослых граждан страны, кроме того, учитываются возрастные, психофизические, особенности людей, а также наличие у них практического опыта. Примечательно, что при такой системе обучения всегда учитывается не только специфика переподготовки – обязательный учет также относится к социально-экономическим, психологическим, а также возрастным особенностям населения определенного возраста.
Необходимо отметить, что процесс профессиональной переподготовки рабочих, который реализуется на предприятиях имеет свои отличительные особенности. Как правило такие процессы подготовки рабочих в плане новых профессиональных навыков касаются тех предприятий, которые при проведении кадровой политики ориентированы на использование собственной рабочей силы. Переподготовка рабочих становится востребованной и необходимой, если высвобождается рабочий персонал, или по определенным причинам возникла необходимость в их плановом продвижении. Кроме того, стоит отметить ситуацию с внутризаводской текучестью, когда кадровый персонал стремится к лучшей работе или к улучшению трудовых условий.
Примечательный момент, на который стоит обратить внимание, касается того, что процесс переподготовки рабочих не обязательно вызван высвобождением рабочих, необходимость переподготовки зачастую обусловлена высвобождением рабочей силы в целом. К примеру, такое может происходить, когда на предприятии формируется ряд специальностей, относящихся к широкому профилю профессиональных навыков. В данном случае реализация профессиональной переподготовки рабочих по сути привязывается к профессионально-квалификационному продвижению рабочего персонала. Тем не менее, в данном случае подразумевается не повышение квалификационного уровня рабочих, а переподготовка в отношении смежной или новой профессии.
Когда реализуется профессиональная переподготовка рабочих, предприятия и организации должны:
- определить объемы предполагаемой переподготовки рабочего персонала, а также просчитать все факторы, оказывающие непосредственное влияние на этот процесс;
- выбрать формы и методы, согласно которым будет осуществляться процесс профессиональной переподготовки, при этом необходимо учесть цель такого обучения и минимизировать материальные ресурсы, которые предположительно будут затрачены;
- провести социологическое исследование среди высвобождаемого рабочего персонала, а также подобрать наиболее рациональное сочетание прежней и будущей профессий в осуществлении выбора не только формы и методов переподготовки, но и сроков, в течении которых она будет реализована.
Что касается количества рабочих, которым предстоит пройти профессиональную переподготовку, то на это непосредственно влияет:
- высвобождаемые работники, а именно, их численность;
- к какому контингенту относятся высвобождаемые работники;
- имеются ли какие-то возможности трудоустроить таких работников непосредственно на предприятии, к примеру, ожидаются ли новые или вакантные рабочие места на прочих производственных участках;
- какой процент высвободившихся работников соглашается на прохождение профессиональной переподготовки.
Когда на предприятии планируется переподготовка рабочих, необходимо провести детальный анализ перечня профессий, по каким собственно необходимо реализовать такое обучение. Формирование подробных сведений в отношении высвобождаемых рабочих начинается как минимум за два месяца до начала этого процесса. Следует отметить, что кадровая политика и профориентация на предприятиях относится в первую очередь к новым работникам, в то время как высвобождаемые рабочие ресурсы зачастую остаются не у дел. Это приводит к тому, что многие работники, оказавшиеся в такой ситуации, не способны самостоятельно выбрать наиболее оптимальную новую профессию. Для предотвращения подобного рода ошибок и нецелесообразных действий необходимо добиться максимальной целенаправленности профессиональной переподготовки рабочих с последующим ориентированием конкретного рабочего места на рабочего, который после переподготовки согласен его занять. От такого подхода как правило выигрывают две стороны – предприятие в общем и непосредственно сам работник.