Работник лифта или другого подъемного механизма выполняет регулярное управление кабиной лифта, проверяет механизм на предмет исправности, проверяет возможность кабины и всего механизма к перемещению определенного количества пассажиров. Такими механизмами есть лифты грузовые или пассажирские, эскалаторы, платформы, созданные для перемещения техники или людей. Профстандарт лифтер требует от специалиста проводить осмотр техники с интервалом в месяц. В том случае, когда лифт применяется в каких-то особенных целях (лифт больницы, грузовой лифт), тогда его эксплуатация требует более внимательного подхода и частого осмотра. Мастер должен владеть специальными знаниями, а для этого ему необходимо будет пройти обучение в подходящем учреждении. Навыки и личные качества помогут специалисту правильно реагировать в сложной ситуации, надежно и быстро устранить поломку и обезопасить перемещение людей. Профстандарт лифтер требует обязательной практической подготовки работника, без которой он не может быть допущен к выполнению своих профессиональных функций. Такие занятия помогают лифтеру ориентироваться в непредвиденных, нестандартных ситуациях, отлично знать технику и строение обслуживаемой аппаратуры. Если, к примеру, случилась ситуация, когда людей из кабины лифта необходимо эвакуировать незамедлительно, лифтер должен сделать все правильно, быстро, а главное, безопасно для пассажиров. Такие действия специалист сможет отработать только на практических занятиях. Очень важной представляется подготовка работников, которые должны обслуживать специальные подъемники или платформы, предназначенные для перемещения пассажиров с индивидуальными потребностями. Работник обязан тщательно следить за состоянием обслуживаемой техники, чтобы в случае возникновения поломки или подозрения на неисправность, иметь в арсенале все необходимые навыки исправления ситуации.
Профстандарт лифтер определяет наличие у специалиста особых навыков и образования, без которых нельзя проводить обслуживание техники или ее ремонт. Интересно, что с внедрением профстандартов возникло много вопросов, многие из которых касались темы образования специалистов. Иногда можно было услышать опасения на счет того, что работников начнут массово увольнять. С началом действия нового профстандарта лифтер стало ясно, что увольнять никого не будут, так как, обязанности специалиста с появлением нового стандарта не изменились. Этот стандарт имеет, даже, некоторые положительные нюансы. Например, специалист, у которого нет необходимого образования или стажа, однако, есть важный практический опыт, может быть назначен на такую же должность, что и работник, владеющий таким образованием. Для этих целей создается комиссия по проведению аттестации, которую инициирует руководитель организации.
Специалист в каждой сфере рабочих профессий обязан ответственно выполнять свои функции, особенно это относится к тем работникам, от которых зависит безопасность людей. Можно сказать, что этот вопрос был одной из причин, почему необходимо было пересмотреть и создать новый профстандарт лифтер. Тот, кто желает стать лифтером, должен пройти качественное обучение, а также, обязательную стажировку, которой будет руководить опытный работник с многолетним стажем. Будущий лифтер в обязательном порядке должен пройти медицинское обследование, это является одним из необходимых условий, без выполнения которых его не допустят к работе. Медицинский осмотр будущего или работающего лифтера проводится предварительно (перед тем, как приступить к выполнению профессиональных обязанностей), периодически и внепланово. Компетентность лифтера смогут подтвердить удостоверение и сертификат.
Профстандарт лифтер рассматривает трудовые функции в трех основных направлениях – обслуживание лифтов, обслуживание платформ специального предназначения для перемещения инвалидов, обслуживание эскалаторов поэтажных. В пределах каждого направления имеются свои трудовые функции. Если говорить про обслуживание лифта, то работник в этом случае регулярно проверяет состояние лифта, проводит работу и управление лифтом несамостоятельного применения, проводит действия при возникновении поломок, проводит эвакуацию людей, если лифт по каким-то причинам остановился. Проводя обслуживание лифтов для перевозки инвалидов, работник должен на каждой смене осуществлять осмотр техники; принимать быстрые решения для устранения неисправностей; проводить контроль работы лифтовой платформы, если предусмотрено операторское обслуживание; эвакуировать пассажиров из кабины платформы, если произошла остановка механизма; проводить видеонаблюдение за ситуацией внутри платформы; проводить контроль работы платформы, находясь на расстоянии от нее. Для работы с поэтажными эскалаторами профессиональные обязанности остаются, практически, теми же – обеспечение безопасного перемещения людей, контролирование этого процесса, принятие быстрых решений и действий, необходимых при остановке эскалатора и эвакуации пассажиров.
Для того, чтобы специалист мог выполнить все вышеперечисленные функции, ему, в соответствии с профстандартом лифтер, нужно делать следующее – проводить проверку качества функций лифта, руководствуясь инструкцией эксплуатации данного вида техники; уметь зрительно определить и выявить повреждение или поломку оборудования лифта; оформлять в документальном виде все результаты проведенного осмотра; обязательно информировать специальные службы об обнаруженных неисправностях; направлять кабину лифта на тот этаж, куда он был вызван; проводить контроль за равномерностью заполнения кабины людьми, за размещением багажа или груза по всем правилам и правильной его разгрузке; следить за порядком внутри кабины во время перемещения лифта; быстро прекращать движение лифта или отключать его питание в экстренном случае; в случае остановки лифтовой кабины, изучить причину случившегося; проводить инструктаж с пассажирами на случай эвакуации; проводить освобождение людей из остановившейся кабины; выполнить отчет о результате проведенной работы по эвакуации; если возникнет необходимость, вызвать медицинскую помощь для пассажиров.