Институт Профессионального Обучения
Промышленной Безопасности

Переподготовка кадров

Что представляет собой переподготовка кадров? Это организованное дополнительное обучение, в результате которого специалист получает еще одну профессию или специальность, основой которых являются уже имеющиеся опыт и квалификационные знания. Во время переподготовки есть возможность обучаться одной специальности, а можно, также, одновременно осваивать две профессии в разных образовательных учреждениях. Переподготовку осуществляют согласно образовательным планам, которые разрабатываются специально для конкретной профессии. В том случае, если сотрудник хочет пройти обучение двум специальностям, ему необходимо получить разрешение начальника.

Как пройти обучение

Отправить заявку

Заполнить и отправить заявку на обучение

Подписать документы

На основании заявки мы подготовим договор

Оплатить счет

После подписания договора мы выставим счет на оплату

Пройти обучение

Пройти обучение, Получить удостоверение установленного образца.

Полный текст статьи

Есть несколько видов подготовки рабочих – обучение новых кадров, повышение квалификации и переподготовка кадров. В первом случае проводится обучение людей, которые вообще не имеют никакой профессии. Во втором (повышение квалификационных данных) проводят обучение рабочих в рамках имеющейся профессии. Что касается переподготовки работников, то в этом случае рабочим предоставляют возможность освоить совершенно новую профессию. Если говорить об организации образовательного процесса при переподготовке, то он ничем не отличается от первичного обучения – рабочие проходят переподготовку прямо на предприятии, когда есть возможность сохранить за ними рабочие места, заменив на время другими работниками; в случае сокращения или увольнения с предприятия обучение по переподготовке может проводить местная служба занятости населения.

Процесс переподготовки, организованный прямо на предприятии, имеет ряд особенностей. Чаще всего к такому виду обучения кадров прибегают на тех предприятиях, где всегда стараются рассчитывать на своих работников. Есть несколько факторов, которые делают переподготовку необходимой – высвобождение сотрудника и его плановое передвижение по службе; внутренняя текучесть сотрудников, когда люди находятся в поиске лучших условий работы. Надо сказать, что переподготовка кадров относится не только к высвобождаемым работникам, но и к рабочей силе, когда происходит формирование нескольких профессий со многими направлениями. Если это так, то организация переподготовки обязательно должна быть взаимосвязана с квалификационным и профессиональным продвижением сотрудника, при этом рабочий получает вторую или смежную профессию. Чаще всего изучение второй или смежной профессии применяется, когда организация работы носит коллективный характер, что дает возможность на практике реализовывать принципы взаимозаменяемости и взаимопомощи. Переподготовку кадров чаще проходят сотрудники среднего или более старшего возраста, владеющие определенным опытом работы на конкретной должности. В результате обучение получается особенным и специфичным. Уровень образования в этом случае, также, отличается от стандартного – давность получения образования и его не очень высокий уровень.

Процесс переподготовки кадров происходит следующим образом – в самом начале определяют масштабы переподготовки и факторы, влияющие на эти масштабы; определяют формы обучения по переподготовке, когда учитывают достижение итогового результата при минимальных затратах; проводят социологическое исследование среди высвобожденных работников; подбирают рациональное сочетание новой и прежней специальности с учетом методов обучения и выработки образовательной программы. На каждом предприятии разное количество работников могут нуждаться в переподготовке, которую проводят для сотрудников. Это может зависеть от количества работников после высвобождения, от контингента этих работников, от того, насколько предприятие способно трудоустроить переподготовленных работников и от количества самих работников, которые согласились пройти переподготовку кадров. Очень важно уметь организовывать переподготовку работников в полной мере в режиме предупреждения нехватки кадров для отдельных специальностей, учитывая вышеупомянутые факторы и вовремя их прогнозируя. Кроме того, планируя переподготовку кадров, необходимо владеть информацией о том, каким специальностям требуется обучение работников. Также, на предприятии должны знать, что данные о работниках, которые подлежат высвобождению, формируются не меньше, чем за шестьдесят дней до самого высвобождения.

К сожалению, на большинстве предприятий организация профориентации слабо развита и большинство работников занимается поиском новой специальности самостоятельно, что в значительной степени увеличивает возможную ошибку. Важно, чтобы переподготовка кадров была целенаправленной, т.е., нужно ориентироваться на конкретного работника с его возможностями и на конкретное место работы. Таким образом, характер проводимой переподготовки определяют особенности рабочего места, его требования по отношению к квалификации сотрудника и структура рабочих после высвобождения в зависимости от их квалификации. Из слушателей курса переподготовки могут быть сформированы группы, которые в дальнейшем могут быть объединены с другими группами, поэтому важно учитывать уровень профессиональных навыков и знаний работников. Конкретизация форм переподготовки и ее объем формируются в зависимости от наличия необходимой образовательной базы на предприятии, материального состояния, от умения руководителей предприятия сотрудничать с образовательными заведениями на договорных условиях.

Исследования социологов являются большой помощью в формировании процесса обучения по переподготовке. Они дают возможность увидеть общее состояние и характеристику высвобождаемых рабочих по специальностям, по стажу, которым владеет работник на самом предприятии и вообще, субъективную и объективную характеристику профессиональной подвижности кадров. Так, уже известно, что профессиональное продвижение отличается интенсивностью и возрастными границами. Известно, что работники старшего возраста меньше других склонны или способны к изменениям в труде. Разные профессиональные группы работников по-разному проходят процесс переподготовки кадров. Если говорить о новых профессиях, которые осваивают работники во время переподготовки, то этот спектр довольно широк. Для того, чтобы переподготовка оправдала все возложенные на нее надежды, необходимо постоянно проводить анализ. Например, необходимо сравнивать родство новой и прежней профессии, степень их близости, это поможет определить затраты, сроки проведения переподготовки и степень углубленности изучения материала. Такие действия и оценивания необходимы для формирования правильного взгляда на современные тенденции и принятия обоснованных решений относительно регулирования процесса профессиональной переподготовки. Также, большое значение имеет уровень достигнутого разряда рабочего, то, насколько его квалификация соответствует сложности порученных ему работ. Важно оценивать знания, полученные в результате переподготовки, по отношению к новой профессии, а также, умений и навыков, как вместе взятых, так и каждого по отдельности.

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ


Что касается финансирования переподготовки, то этим занимаются предприятия, где работают проходящие обучение слушатели. Также, службы занятости работают по программам занятости людей и владеют определенными фондами, которые могут быть источниками финансирования обучения. Учитывают затраты, как на оплату преподавателей, учебные материалы, так и на обеспечение обучающихся кадров.