Предусмотрены штрафные санкции по ГО в случае отсутствия положения или устава органа управления РСЧС, который действует на постоянной действующей основе. Кроме того, в случае отсутствия документов, по которым осуществляется прогнозирование ЧС, которые имеют природный и техногенный характер. Согласно российскому законодательству необходимо придерживаться правил, с учетом которых должны эксплуатироваться защитные сооружения ГО. Кроме того, в рамках эксплуатации сооружений гражданской обороны, когда осуществляется повседневная деятельность, необходимо выполнять перечень требований, согласно которым следует обеспечить постоянную готовность помещений к тому, что они в сжатые сроки будут переведены в режим защитного сооружения, также следует выполнять условия, в рамках которых укрываемые в защитных сооружениях люди получат полный объем необходимых условий для того, чтобы безопасно пребывать в сооружении как в режиме военного времени, так и в ходе чрезвычайной ситуации, которая произошла в мирное время. При этом следует позаботиться о том, чтобы в сохранном виде остались: защитные свойства не только сооружения в общем, но и его отдельно взятых секторов и элементов, к примеру, это относится к входам, аварийным выходам, защитно-герметическим и герметическим дверям и ставням, противовзрывным устройствам, герметизации и гидроизоляции здания в целом; инженерно-техническое оборудование, с возможностью перевести его для соответствующего эксплуатирования в ходе возникновения ЧС.
Аналогичный перечень требований предусмотрен для защитных сооружений для мирного времени. Согласно соответствующему пункту положения, предусмотрено соответствующее использование имущества и объектов ГО, что относится к приватизированным предприятиям, учреждениям и организациям, приватизировать которые запрещено законодательством РФ. В частности, из перечня имущества приватизируемых предприятий могут быть исключены отдельные объекты и переданы в соответствии с установленным порядком юридическому лицу, являющемуся правопреемником, для ответственного хранения или пользования. Кроме того, по приватизируемому предприятию в отношении правопреемника должен быть заключен соответствующий договор, в котором оговариваются как права, так и обязанности по объектам и имуществу ГО, куда входит также исполнение ряда мер и действий, относящихся к ГО. Если защитные сооружения ГО используются с нарушением соответствующих предписаний и требований, предусмотренных законодательством, это приравнивается к существенному нарушению действующих законов РФ. В результате применения сооружения ГО ненадлежащим образом, может быть нарушена его целостность и готовность к использованию по назначению, то есть в условиях чрезвычайной ситуации. Если не выполняются указанные требования, это относится к административному правонарушению с несением соответствующей ответственности, предусмотренной Кодексом РФ, в котором дается определение административного правонарушения. В данном случае административным нарушением считается факт использования объекта, который считается федеральной собственностью и относится к нежилому фонду в ходе чего были нарушены установленные нормы и эксплуатационные правила, которые относятся к содержанию объектов нежилых фондов.
Административной практикой считается деятельность, которую осуществляют инспекторы по государственному пожарному надзору, в рамках которого привлекаются к административной ответственности юридические лица, должностные лиц и простые граждане. Ответственность предусмотрена если были нарушены требования и правила по пожаробезопасности, осуществление мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, ГО, нормы которой должны осуществляться на основании требований, изложенных в законодательстве РФ, затрагивающем административные правонарушения.
Когда говорят об административном правонарушении, понимают любое виновное действие или наоборот – бездействие, которое признается противоправным и вменяется физическому или юридическому лицу. Административное правонарушение может быть признано на основании Кодекса РФ по административным правонарушениям, за которые физическое или юридическое лицо может быть привлечено к ответственности. К ответственности можно привлечь, если юридическое или физическое лицо не выполняло нормы, требования и правила, направленные на то, чтобы предупредить или ликвидировать чрезвычайную ситуацию. Это касается невыполнения предусмотренного на законодательном уровне перечня норм и требований по защите населения и территории от воздействия чрезвычайной ситуации, которая имеет техногенный или природный характер, а также невыполнения правил с нормами, направленные на то, чтобы предупредить аварию или катастрофу на объекте, имеющем производственное или социальное значение; непринятия необходимых мер, направленных на то, чтобы обеспечить готовность средств и сил, которые предназначены для того, чтобы ликвидировать чрезвычайную ситуацию, а также осуществление несвоевременных мероприятий по направлению в зону, где возникла чрезвычайная ситуация, средств и сил, предусмотренных утвержденным на государственном уровне планом, который направлен на эффективную ликвидацию ЧС.