Институт Профессионального Обучения
Промышленной Безопасности

Инструкция по охране труда для машиниста экскаватора

В инструкции по ОТ для профессии машиниста экскаватора есть требования, которые носят общий характер – для управления экскаватором могут допускаться восемнадцатилетние лица и старше, которые прошли медкомиссию, признавшую их годными для такой работы; специалист должен пройти обучение по ОТ; владеть удостоверением водителя; пройти необходимые инструктажи для выполнения работы. К сфере знаний машиниста экскаватора относится следующее – инструкция ОТ для специалистов этой должности; инструкция, по которой должно производиться обслуживание, ремонт и эксплуатация экскаватора; ПДД; инструкция ОТ для работы со слесарным инструментом ручного применения; инструкция для применения различных средств для защиты; инструкция, показывающая действия для оказания помощи в аварийных ситуациях; инструкция по ПБ; инструкция, в согласии с которой должны применяться средства для ликвидации пожара; существующие опасные моменты, которые могут возникать при работе с экскаватором; инструкции для работы с электрическими приборами или оборудованием.

Как пройти обучение

Отправить заявку

Заполнить и отправить заявку на обучение

Подписать документы

На основании заявки мы подготовим договор

Оплатить счет

После подписания договора мы выставим счет на оплату

Пройти обучение

Пройти обучение, Получить удостоверение установленного образца.

Полный текст статьи
Прежде, чем машинист приступит к самостоятельному выполнению работы, он проходит подготовку, включающую общий инструктаж, стажировку и заключительную проверку. Стажировку проводят в том случае, когда работник поступает на работу, либо меняет должность. Такого рода обучение проводит опытный работник. Стажировка может длиться в среднем 3-4 смены. После того, как машинист пройдет стажировку, он проходит процедуру проверки знаний относительно ОТ, электробезопасности, ПБ и т.д. Подобные проверки проводятся на предприятии не реже, чем один раз в год. Может быть произведена внеочередная проверка, которую проводят в случае какого-либо нарушения, при начале действия новых норм или законов, при смене места работы. Если стажировка и проверка прошли успешно, то машинист будет допущен для самостоятельной работы. При поступлении на новую работу машинист должен пройти инструктаж вводный, который проводит специалист из области ОТ или сотрудник, который выполняет эти обязанности. Кроме этого, для машиниста проводят внеплановый, повторный, целевой или другие инструктажи, которые касаются ОТ. Инструктаж первичного характера проходят все машинисты экскаватора прежде, чем приступят к самостоятельному выполнению своих обязанностей. Также, такие инструктажи проводятся для сотрудников, которые переходят с одного рабочего цеха в другой. В том случае, если машинисту поручили выполнение работ, не имеющих отношения к его профессиональным обязанностям, он должен пройти целевой инструктаж. Машинист, который не прошел повторные инструктаж и процедуру проверки, не может быть допущен к дальнейшему выполнению работы.

На работе машинист экскаватора может сталкиваться со многими негативными факторами, представляющими опасность. Это могут быть вещества, которые легко воспламеняются; загазованный или запыленный воздух в рабочей зоне; приспособления или инструмент; неосторожные действия, приведшие к падению из кабины; вибрация, сильный шум; недостаточное освещение рабочей площадки; постоянное движение механизмов или машин; негативные климатические факторы. Для защиты машинисту выдают спецодежду и другие средства для обеспечения безопасной работы – очки, жилет, каска, подшлемник, перчатки и т.д. В обязанности машиниста экскаватора входит – соблюдение требований, изложенных в инструкции по ОТ; применение защитных средств; прохождение регулярного или внепланового обучения для безопасного выполнения трудовых обязанностей; извещение руководителя о возможной опасности или вероятности аварийной ситуации; прохождение медкомиссии. Машинисту запрещено применять оборудование, инструменты или приспособления, для работы с которыми он не проходил необходимого обучения. В кабине экскаватора машинисту запрещено иметь вещи, которые могут легко загореться, предметы больших размеров, или посторонние предметы. Заправка маслом или топливом должна происходить только в условиях хорошего освещения, при этом категорически запрещается применение керосиновых ламп, спичек и подобных источников огня.

Перед тем, как приступить к работе, машинист должен ознакомиться с требованиями по ОТ и придерживаться их. При выезде на линию, машинист проходит медосмотр, получает путевку у диспетчера, предъявляет механику документ об уровне знаний, получает задание и проходит инструктаж о предстоящей работе, надевает спецкостюм, проводит проверку технического состояния экскаватора. Получив задание, машинист совершает стандартные действия – проверяет работу двигателя экскаватора, изучает условия, в которых ему необходимо будет работать, убирает все лишние предметы с платформы и движущихся элементов машины. Перед тем, как будет произведена установка экскаватора на рабочее место, машинист должен убедиться в том, что грунт правильно подготовлен, рабочая зона находится вне пределов возможного обрушения грунта, есть место для движения и маневрирования техники, уклон не превышает допустимые нормы.

Есть ряд нарушений, при которых машинист экскаватора не начинает работу. Это – неисправность любых механизмов, дефекты на металлических деталях или корпусе; несоответствие условий грунта или местности требованиям ОТ; присутствие посторонних лиц на рабочей площадке. Машинист может устранить некоторые нарушения самостоятельно, а если он не в силах этого сделать, то должен сообщить о них начальнику или механику. Машинист экскаватора может работать и в ночное время, однако, для этого необходимо обеспечить выполнение некоторых требований. Днем на участке осуществляют подготовку и разбивку, знакомят машинистов, водителей и персонал, обслуживающий экскаваторы с условиями, в которых предстоит работать, с особенностями местности, проводят дополнительные инструктажи. Кроме этого, проводят работы по достаточному обеспечению участка освещением, по подготовке подъездных путей, по обозначению рабочего участка и опасных мест, по установке сигнализации или связи. Обязательно проводят проверку наличия средств для оказания первой помощи. В том случае, когда рабочий участок имеет уклон, превышающий восемь градусов, работы ночью запрещены. Если машинист обнаружил какую-либо неисправность в экскаваторе, он не может приступить к работе. О любых неисправностях машинист должен сообщать механику или руководителю. Все детали, которые вращаются во время работы, должны быть ограждены кожухами. При отсутствии кожухов запрещено заводить механизмы.

В процессе работы машинист экскаватора придерживается ряда требований – необходимо убедиться в том, что на рабочей территории нет посторонних; нельзя осуществлять поворот, если ковш все еще находится в грунте; нельзя производить очистку, регулировку, смазку или ремонт экскаватора, когда ковш поднят; нельзя осуществлять работы, когда кто-то из людей находится на опасном расстоянии от экскаватора и забоя; машинисту запрещается покидать рабочую площадку, если ковш остался поднятым. Работы экскаватором в зоне прохождения коммуникаций можно осуществлять только при получении разрешения от их владельца и под строгим контролем руководителя производимых работ. Если под землей проходят электрические кабели или газопровод, то работа проводится под наблюдением представителей соответствующих организаций. Грунт, который извлекается во время работы, необходимо грузить на специально предназначенный для этого транспорт и вывозить за пределы возможного обрушения. Для осуществления работ экскаватором существуют определенные правила, например, нельзя проводить работы с грунтом таким образом, чтобы образовывались т.н. козырьки. При погрузке грунта в самосвалы ковш экскаватора запрещается переносить над кабиной машины, при этом в кабине не должно быть водителя. Если возникает необходимость очистить ковш, его необходимо опустить на землю, а двигатель выключить. При транспортировании экскаватора, его машинист должен находиться внутри кабины и выполнять правила дорожного движения. Машинисту запрещено доверять управление транспортом посторонним лицам; оставлять технику с включенным двигателем; осуществлять перевозку в кабине других людей. Останавливать экскаватор нужно по всем правилам – рычаг переключения скорости должен быть приведен в нейтральное положение, движение прекращено.

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ


В случае сложившихся аварийных обстоятельств машинист обязан немедленно прекратить движение, выключить двигатель, выключить систему, подающую топливо, в декомпрессионных двигателях включить механизм, выключить карбюраторный двигатель, оповестить ответственного за безопасное осуществление работ. Если на экскаваторе случается возгорание, машинист должен действовать согласно противопожарной инструкции. Ему необходимо самостоятельно приступать к тушению огня при помощи специальных средств, при этом обязательно вызвав специалистов, занимающихся тушениями пожаров. Люди, находящиеся на рабочей территории и механизмы должны быть обязательно устранены на безопасное расстояние. Если случилось возгорание топлива в непосредственной близости от экскаватора, машинист должен начать его тушение огнетушителем или другими средствами. Когда машинист в процессе работы обнаружил кабель, трубопровод или другие средства коммуникации, он обязан прекратить все работы, а об обнаруженных объектах сообщить руководителю.

Читайте также