Общие положения
При разработках инструкции за основу были взяты методические рекомендации, которые напрямую относятся к мероприятиям по устранению ЧС МЧС РФ. Рабочие оперативно-диспетчерских служб должны не только знать, но и скрупулезно выполнять перечень положений данной инструкции. Знания необходимы для компетентной оценки необходимости оперативной передачи информации руководству с незамедлительным принятием мер, которые относятся к предотвращению ЧС. К чрезвычайным ситуациям относятся сложившаяся обстановка, ограниченная территориально, к возникновению которой привела авария, опасное природное явление, катастрофа, стихийное или иное бедствие с человеческими жертвами, ущербу, нанесенному здоровью населения, состоянию окружающей природы, а также к значительному нарушению условий жизни людей. Результат ЧС можно считать причинение вреда или урона в результате воздействия, которое оказали поражающие или прочие факторы, являющиеся неотъемлемой частью бедствия на население, промышленность, социальную жизнь, а также окружающую среду. В классификации чрезвычайных ситуаций берут во внимание характер их источника, например, это может относиться к техногенным, природным и прочим.
Основные задачи оперативно-диспетчерских служб относятся к:
- приему сообщений в отношении происшествий, с которых указана угроза или сам факт того, что возникла чрезвычайная ситуация, которая имеет природный или техногенный характер;
- информированию соответствующего должностного лица, а также аварийным службам на предприятии, которые компетентны в принятии соответствующих мер;
- организационным мероприятиям по взаимодействию между аварийной службой и руководством, которые компетентны в том, чтобы локализовать и ликвидировать чрезвычайную ситуацию или ее последствия;
- сбору, регистрации и анализу оперативной информации на предмет текущего состояния всех систем, обеспечивающих жизнеобеспечение предприятия.
В объем необходимых знаний диспетчеров входит:
- перечень положений инструкции с функциональными обязанностями, которые касаются действий при возникновении угрозы в ходе чрезвычайной ситуации;
- знание того, согласно какому утвержденному порядку осуществляется сбор и информационный обмен, который напрямую касается мероприятий по защите населения и территории в ходе возникновения ЧС;
- умение читать и разбираться в необходимых картах-схемах организация и предприятий, а также подотчетного района;
- знание того, согласно какому порядку следует оповещать рабочий персонал, причем это относится как рабочему, так к нерабочему времени;
- все о системе, которая обеспечивает жизнеобеспечение объекта;
- все об основных функциях и возможностях, которым соответствует аварийная служба объекта;
- диспетчер должен знать все о поступивших распоряжениях и приказах, а также других документах из вышестоящего органа управления, которые относятся к дежурному диспетчеру;
- перечень правил и норм по охране труда, техбезопасности, пожаробезопасности, а также перечень правил по производственной санитарии;
- по какому порядку составляется ежедневная и еженедельная информация, которая передается вышестоящим органам.
В обязанности диспетчера оперативно-диспетчерской службы входит:
- осуществление самостоятельной проверки текущего состояния связи и порядка взаимодействия с АСС и АСФ;
- самостоятельный прием информации, независимо от передавшего ее источника;
- в рамках приема смены следует уточнить данные о неисполненных или находящихся на контроле заявках с последующим их исполнением;
- в случае получения информации об аварийных ситуациях в тепло-, водо-, газо-, а также электроснабжении, следует как можно быстрее зарегистрировать полученные данные в дежурном журнале с последующей передачей соответствующему должностному лицу с реализацией самостоятельного контроля за тем, как устранить неисправности и аварийные ситуации.
Если объявлен режим повышенной готовности, диспетчер обязан:
- выполнять инструкции в отношении сроков и форм передачи оперативных данных в сфере защиты населения, а также территориальной защиты от чрезвычайных ситуаций, имеющих природный или техногенный характер;
- осуществлять прием, анализ и оценку достоверности всех поступающих оперативных сведений;
- после получения любых данных о возможном возникновении чрезвычайной ситуации как можно быстрее уведомить руководителя объекта, дежурного ЕДДС, с последующей оценки ситуации по установленному порядку и критериям;
- выполнение распоряжений диспетчера ЕДДС, который координирует совместные усилия и действия, направленные на устранение ЧС;
- все полученные данные о возникшей ЧС следует незамедлительно передать в форме донесения в вышестоящие инстанции ГО ЧС;
- произвести оценку всех привлеченных к предупреждению и устранению ЧС сил.
Если объявлен режим чрезвычайной ситуации:
- после поступления сведений о возникшей ЧС, незамедлительно их зарегистрировать в дежурном журнале с последующим уведомлением руководителя объекта и дежурного ЕДДС;
- осуществление анализа и оценки достоверности полученных оперативных сведений согласно установленных критериев по ЧС, с последующим определением масштаба, а также уточнением состава сил и средств, которые привлечены для устранения последствий ЧС;
- вся полученная оперативная информация в кратчайшие сроки должна быть донесена до сведения дежурного ЕДДС;
- принятие мер по организации взаимодействия с ДДС прочих структур, кроме того, это касается сил и средств, которые были привлечены для того, чтобы ликвидировать ЧС;
- собирать оперативную информацию и обмениваться ею с задействованными силами и средствами, которые были привлечены для устранения ЧС.